28 декабря 1897 года родился Иван Степанович Конев – советский полководец, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа». Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, а близость к бойцам – народное звание «солдатского маршала».
В декабре 1917 года младший унтер-офицер Конев, участник Первой мировой войны, был демобилизован и вернулся на родину. Здесь он принимал активное участие в установлении Советской власти, был уездным военным комиссаром. Впрочем, Иван рвался на фронт и через некоторое время добился перевода в действующую армию.
Осенью 1919 года двадцатиоднолетний Конев был назначен комиссаром бронепоезда №102 «Грозный», который действовал на советском Восточном фронте. Бронепоезда в условиях Гражданской войны, когда боевые действия велись преимущественно вдоль железных дорог, являлись значительной ударной и маневренной силой. Их роль была особенно велика в наступлении. У «Грозного» на вооружении находились четыре орудия и двенадцать пулемётов, а команда состояла из уральских рабочих и матросов-балтийцев. Впоследствии Иван Степанович вспоминал, что это был «народ по-революционному боевой, но по части дисциплины не особенно сплочённый. Так что предстояло поработать по-настоящему, сделать бронепоезд действительно боевой ударной силой».
Между тем, на пехотных командиров матросы, «краса и гордость революции», посматривали свысока, а на комиссаров с недоверием. Как правило, у моряков были свои вожаки. Однако молодому Коневу, во многом благодаря своей армейской закалке, уму и постоянству, удалось сплотить команду бронепоезда, подтянуть дисциплину, прекратить пьянки и вольности, наладить боевую и политическую учёбу. А начал Иван Степанович комиссарскую работу с… личной гигиены команды бронепоезда. Первый приказ Конева требовал, чтобы вся команда, без исключения, по утрам умывалась и чистила зубы. И вольным людям революции это комиссарское нововведение понравилось.
Первой крупной операцией «Грозного» стало участие во взятии города Ишима, который удерживали белые. Бронепоезд, открыв огонь из орудий и пулеметов, ворвался на станцию. При его огневой поддержке пехотные цепи овладели этой станцией и близлежащими населёнными пунктами. Развивая успех, «Грозный» вместе с приданными пехотными частями, пробился к Иртышу. На другом берегу замерзшей реки лежал Омск – столица Колчака. Команда бронепоезда спешилась, по льду проложила рельсы и быстро переправила стальную «змею» через реку. Это способствовало взятию города.
После победы над колчаковцами красные части вышли к Байкалу, где им предстояло встретиться с новым противником – атаманом Забайкальского казачьего войска Григорием Михайловичем Семеновым. На подступах к Чите бронепоезд Конева участвовал в жарком сражении у станции Гонгота. Впоследствии полководец так вспоминал об этом эпизоде: «Когда кавалеристы при поддержке нашего бронепоезда начали крепко нажимать на белогвардейцев, на выручку им подоспели японцы. Нужно было принимать ответственное решение — бить японцев или нет (а приказано было в бой с ними не ввязываться). Однако обстановка требовала вступить в бой с японцами, так как они перешли в наступление при поддержке двух бронепоездов. Мы японцам продвинуться не дали, отбросили их. И Гонгота была взята».
В тех яростных и бескомпромиссных схватках закалялся характер будущего маршала, возрастал его полководческий талант, столь ярко раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: